Самое интересное, что я не люблю вести дневники)
читать дальше
К сожалению, приходится признать, что люди по-настоящему умные далеко не всегда добиваются успеха. А вот бездарности и подхалимы нередко преуспевают в жизни. Почему так происходит? Судя по всему, этот вопрос задавал себе А.С. Грибоедов, создавая комедию «Горе от ума». В произведении ум становится причиной несчастий. Прежде всего, это касается главного героя пьесы – Чацкого. Более того, герой нередко демонстрирует явные признаки безумия. Он спешит в лом Фамусова, к Софье, которую он не видел три года. Ей семнадцать лет, значит, когда они расстались, деву4шке было четырнадцать. И вот не видевший Софью и не писавший ей Чацкий вдруг решил, что влюблен, и бросился верст за семьсот в Москву.
Конечно же, герой, придумавший свое чувство, обречен на страдания. Ему АМН время дают понять, что он лишний, пылкому мечтателю почти прямо заявляют, что его не любят. Косвенно приводят в пример Молчалина. Чацкому говорят правду, но он не в состоянии в нее поверит: мешает ум, который не принимает примитивных истин. Молодой человек проповедует либеральные идеи, восхваляет просвещение, обличает барство и при этом надеется добиться расположения Фамусова. В это трудно поверить. Либо Чацкий не любит Софью, либо ум героя не позволяет ему лицемерить.
Лейтмотивом комедии является противопоставление, постоянно возникающие в разговорах Чацкого с собеседниками. Фамусов утверждает "Не я один, все так же осуждают…» Этого достаточно, чтобы Чацкий сорвался и произнес знаменитый обличительный монолог «А судьи кто?» Монологи Чацкого умны, его возмущение благородно, но ум приносит этому человеку только горе. Размышления Чацкого далеки от реальности, они игнорируют жизнь в ее контрастах. Казалось б, должны быть счастливы оппоненты Чацкого. К примеру. Молчалин тоже по-своему умен. Он, хоть и в «небольших чинах», но на первый взгляд, вполне доволен жизнью. Умеренность и аккуратность позволяют «и награжденья брать, и весело пожить». И все же горе от ума постигло в пьесе и Молчалина. Философия угождения привела к катастрофе. Софья, так верившая в чувство своего избранника, подслушала его разговор с горничной. Что ждет секретаря Фамусова? Будет ли он с позором изгнан из дома своего благодетеля? Вряд ли… Еще до появления Фамусова Молчалин успел скрыться в свою каморку. Так что неизвестно, кто раньше покинет дом Павла Афанасьевича: угодливый секретарь или Софья.
А у нее, по словам И.А. Гончарова, «свой мильон терзаний» Кстати, имя героини означает мудрость. С таким-то «говорящим» именем умная и образованная девушка полюбила ничтожного человека. Почему? Скорее всего, ей нужен был тот, кто «за других себя забыть готов». Ум советует ей искать человека, зависящего, покорного, а в том, что Молчалин не слишком умен, Софья видит лишь залог чистосердечия. И вновь ум сыграл с героиней злую шутку. Батюшка, может быть, сжалится и к тетке в Саратов не отправит. Но будет ли счастлива Софья Фамусова в мире, в котором процветают такие люди, как Скалозуб?
Это, пожалуй, единственный персонаж в пьесе, который не страдает от ума. Да и не от сего страдать. Ведь он откровенно глуп. Но интересно другое. При всей своей ограниченности, Скалозуб смог отлично устроиться: "И золотой мешок, и метит в генералы». Единственное, чего он хочет в жизни, - дослужиться до генеральских погон Герой формулирует свои жизненные цели так:
Я с восемьсот девятого служу;
Да, чтобы чин добыть, есть многие каналы.
Об них как истинный философ, я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
И этот человек, по мнению Фамусова, мог бы стать мужем Софьи. Впрочем, у Павла Афанасьевича свое отношение к уму. Второе действие начинается с глубокомысленного монолога Фамусова, увенчанного фразой: « Пофилософствуй, ум вскружится». Любопытно, что, рассказывая о своем чиновном дяде Максиме Петровиче, отец Софьи употребил эпитет не умен, а смышлен. Не исключено, что использование синонима умен осознанно и несет смысловую нагрузку: по-видимому, от его смышлености, в отличие от ума, горя не бывает.
Невольно начинаешь задумываться, может, «без ума» жить проще? Ведь всех умных героев пьесы Грибоедова постигают несчастья. Так зачем тогда иметь ум? Не лучше ли, как Скалозуб, звезд с неба не хватать, но успешно продвигаться по службе? И как ответить на эти вопросы, каждый решает сам.
К сожалению, приходится признать, что люди по-настоящему умные далеко не всегда добиваются успеха. А вот бездарности и подхалимы нередко преуспевают в жизни. Почему так происходит? Судя по всему, этот вопрос задавал себе А.С. Грибоедов, создавая комедию «Горе от ума». В произведении ум становится причиной несчастий. Прежде всего, это касается главного героя пьесы – Чацкого. Более того, герой нередко демонстрирует явные признаки безумия. Он спешит в лом Фамусова, к Софье, которую он не видел три года. Ей семнадцать лет, значит, когда они расстались, деву4шке было четырнадцать. И вот не видевший Софью и не писавший ей Чацкий вдруг решил, что влюблен, и бросился верст за семьсот в Москву.
Конечно же, герой, придумавший свое чувство, обречен на страдания. Ему АМН время дают понять, что он лишний, пылкому мечтателю почти прямо заявляют, что его не любят. Косвенно приводят в пример Молчалина. Чацкому говорят правду, но он не в состоянии в нее поверит: мешает ум, который не принимает примитивных истин. Молодой человек проповедует либеральные идеи, восхваляет просвещение, обличает барство и при этом надеется добиться расположения Фамусова. В это трудно поверить. Либо Чацкий не любит Софью, либо ум героя не позволяет ему лицемерить.
Лейтмотивом комедии является противопоставление, постоянно возникающие в разговорах Чацкого с собеседниками. Фамусов утверждает "Не я один, все так же осуждают…» Этого достаточно, чтобы Чацкий сорвался и произнес знаменитый обличительный монолог «А судьи кто?» Монологи Чацкого умны, его возмущение благородно, но ум приносит этому человеку только горе. Размышления Чацкого далеки от реальности, они игнорируют жизнь в ее контрастах. Казалось б, должны быть счастливы оппоненты Чацкого. К примеру. Молчалин тоже по-своему умен. Он, хоть и в «небольших чинах», но на первый взгляд, вполне доволен жизнью. Умеренность и аккуратность позволяют «и награжденья брать, и весело пожить». И все же горе от ума постигло в пьесе и Молчалина. Философия угождения привела к катастрофе. Софья, так верившая в чувство своего избранника, подслушала его разговор с горничной. Что ждет секретаря Фамусова? Будет ли он с позором изгнан из дома своего благодетеля? Вряд ли… Еще до появления Фамусова Молчалин успел скрыться в свою каморку. Так что неизвестно, кто раньше покинет дом Павла Афанасьевича: угодливый секретарь или Софья.
А у нее, по словам И.А. Гончарова, «свой мильон терзаний» Кстати, имя героини означает мудрость. С таким-то «говорящим» именем умная и образованная девушка полюбила ничтожного человека. Почему? Скорее всего, ей нужен был тот, кто «за других себя забыть готов». Ум советует ей искать человека, зависящего, покорного, а в том, что Молчалин не слишком умен, Софья видит лишь залог чистосердечия. И вновь ум сыграл с героиней злую шутку. Батюшка, может быть, сжалится и к тетке в Саратов не отправит. Но будет ли счастлива Софья Фамусова в мире, в котором процветают такие люди, как Скалозуб?
Это, пожалуй, единственный персонаж в пьесе, который не страдает от ума. Да и не от сего страдать. Ведь он откровенно глуп. Но интересно другое. При всей своей ограниченности, Скалозуб смог отлично устроиться: "И золотой мешок, и метит в генералы». Единственное, чего он хочет в жизни, - дослужиться до генеральских погон Герой формулирует свои жизненные цели так:
Я с восемьсот девятого служу;
Да, чтобы чин добыть, есть многие каналы.
Об них как истинный философ, я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
И этот человек, по мнению Фамусова, мог бы стать мужем Софьи. Впрочем, у Павла Афанасьевича свое отношение к уму. Второе действие начинается с глубокомысленного монолога Фамусова, увенчанного фразой: « Пофилософствуй, ум вскружится». Любопытно, что, рассказывая о своем чиновном дяде Максиме Петровиче, отец Софьи употребил эпитет не умен, а смышлен. Не исключено, что использование синонима умен осознанно и несет смысловую нагрузку: по-видимому, от его смышлености, в отличие от ума, горя не бывает.
Невольно начинаешь задумываться, может, «без ума» жить проще? Ведь всех умных героев пьесы Грибоедова постигают несчастья. Так зачем тогда иметь ум? Не лучше ли, как Скалозуб, звезд с неба не хватать, но успешно продвигаться по службе? И как ответить на эти вопросы, каждый решает сам.